История появления марки HUMMER

Вернуться

Сегодня многоцелевые автомобили Хаммер (4x4) являются одними из наиболее распространенных в мире военных машин 1,25-тонного класса, находящихся на вооружении более 50 стран мира. Они считаются прямыми наследниками легендарного джипа ВиллисМВ (Willys), хотя более универсальный Хаммер в свое время заменил сразу несколько видов легких армейских автомобилей. Его концепция заимствована у полноприводных спортивных багги, выпускавшихся для соревнований по песчаной и пустынной местности. Впервые реализовать эту идею для военных целей удалось американской компании Эф-Эм-Си (FMC), построившей в 1970 г. прототип XR311 с двигателем заднего расположения.

В 1978 г. военное ведомство США разработало требования к перспективному боевому автомобилю поддержки (Combat Support Vehicle), в соответствии с которыми опытные образцы военных багги построили фирмы Эф-Эм-Си, Крайслер (Chrysler), Теледайн (Teledyne) и другие. Образованная в 1971 г. компания АМ Дженерал (AM General) из Саут Бенда, не имевшая никакого опыта в этой области, приобрела у Эф-Эм-Си лицензию на ее последний вариант XR311 и на его базе построила заднемоторный бронеавтомобиль ХМ966 в двух исполнениях с разным вооружением. Он оказался слишком тяжелым и плохо управляемым. В сентябре 1979 г. по требованиям Автобронетанкового управления сухопутных сил США (ТАСОМ) на АМ Дженерал разработали второй прототип ХМ998, в основу которого легла конструкция машины Крайслер EMV со 160-сильным дизелем Дойц (Deutz) V8, расположенным в передней части шасси.

В июле 1981 г. ТАСОМ выдал техническое задание на разработку авиатранспортабельного 1,25-тонного многоцелевого высокомобильного колесного транспортного средства (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle).

Так впервые появилась аббревиатура HMMWV, от произношения которой родилось неофициальное название этих машин - Хаммер (Молот).

В апреле 1982 г. компания АМ Дженерал представила новый прототип ХМ998 с закрытым 4-дверным кузовом, короткой грузовой платформой и характерной формой оперения с горизонтальной решеткой радиатора, получивший 130-сильный мотор Детройт Дизель (Detroit Diesel) и гидромеханическую коробку передач. Проведя долгие сравнительные испытания, 22 марта 1983 г. военное ведомство выдало компании АМ Дженерал контракт на сумму 1,2 млрд долларов, предусматривавший поставку 55 тыс. таких машин в течение 5 лет. Им присвоили индекс М998 и официальную марку HMMWV (произносится Хамви).

Неожиданный гигантский контракт привел фирму в смятение, но в июне 1984 г. решением Сената США ей предоставили крупные государственные субсидии, позволившие завершить доработку Хаммера и подготовить к его серийному производству бывший автобусный завод в Мишэуоке, штат Индиана. Зимой 1985 г. там развернулся выпуск базового варианта М998, предлагавшегося сразу в 20 исполнениях. Все они были рассчитаны на выполнение широкого комплекса военных задач - от общих транспортных до выполнения боевых операций, обладали высокой проходимостью и устойчивостью, были пригодны для доставки по воздуху и десантирования, а по прочности в два раза превосходили нормативные требования армии США. Хаммер сменил сразу 4 серии находившихся к тому времени на вооружении легких машин: джипы М151, 1,25-тонные пикапы М715, грузопассажирские М880 фирмы Додж (Dodge) и плавающие М561 Гама Гоут (Gama Goat).

/upload/thumb_big_4f8600d5d488f60e5525dd70da246da0.jpg

Автомобиль HUMMER HMMWV М998 (4x4) оснащался прочной лонжеронной рамой, в передней части которой размещались двигатель Детройт Дизель V8 (6217 см3, 130 л.с.), автоматическая 3-ступенчатая коробка передач Хайдра-Мэтик (HydraMatic) и 2-ступенчатая раздаточная Нью Просесс (New Process) с блокируемым межосевым дифференциалом. Все колеса с планетарными редукторами, дисковыми тормозами с гидроприводом и широкопрофильными радиальными шинами (12.50x06.5) подвешены на поперечных А-образных рычагах и пружинах с гидроамортизаторами. Хаммер получил оригинальную централизованную систему вентиляции всех агрегатов трансмиссии, рулевой механизм Сагино (Saginaw) с гидроусилителем и 24-вольтовое электрооборудование. Его колесная база составила 3302 мм, обе колеи - по 1819 мм, дорожный просвет - 406 мм, габаритные размеры - 4700x0126x6753 мм.

Грузопассажирский 4-местный HUMMER М998 с алюминиевым 4-дверным кузовом с мягким верхом весил 2855 кг и имел полную массу 3990 кг. Он предлагался также как пикап с 2-дверной кабиной, буксировавший одноосный прицеп М116А2, а вариант с лебедкой получил индекс М1038. Им соответствовали шасси М966 и М1025 без лебедок с 4-дверными полностью закрытыми кузовами для установки на крыше вооружения и М1026/М1036 с лебедками, которые с усиленной защитой носили индексы М1043/М1045 и М1044/М1046 соответственно. Для перевозки мини-контейнеров использовались низкорамные шасси М1037 и М1042. Программа санитарных машин включала стандартный вариант М1035 с брезентовым верхом и М966 и М997 с цельнометаллическими кузовами мини и макси на 2-4 раненых на носилках. Позднее появились легкий тягач М1069 для буксировки 105-мм пушек и носитель более тяжелого вооружения М1097 с 4-тонной лебедкой.

К середине 80-х гг. общее число модификаций Хаммера достигло 50 вариантов. Все машины развивали скорость 105-112 км/ч, имели запас хода 520 км, преодолевали подъемы крутизной до 60% и брод глубиной 76 см (с дополнительной подготовкой - более 1,5 м). В начале 90-х гг. был разработан бескапотный вариант армейского Хаммера - COHHV, представлявший собой 2-тонный тактический грузовик полной массой 5,5 т, построенный на стандартном шасси М1097 со 170-сильным дизелем с турбонаддувом.

В 1992 г. компания АМ Дженерал ввела в программу грузопассажирскую машину HUMMER Н1 - более удобный гражданский вариант армейского автомобиля, получивший официально зарегистрированную марку Хаммер, которая имела уже иной смысл - высокая универсальность, максимальная мобильность, легкое управление (High Utility, Maximum Mobility, Easy Raiding, HUMMER). 11 января 2000 г. корпорация Дженерал Моторс (General Motors) выкупила права на производство и сбыт HUMMER модели Н1, а осенью 2002 г. параллельно начался выпуск более комфортного варианта HUMMER Н2, созданного на агрегатах вседорожников Шевроле (Chevrolet) и Джи-Эм-Си (GMC). С этого времени всему военному семейству была присвоена новая аббревиатура HUMVEE (Хамви), произношение которой не отличается от предыдущей HUMMER HMMWV.

В 1994 г. компания АМ Дженерал приступила к выпуску модернизированной армейской серии А1 с новой раздаточной коробкой, усиленными агрегатами ходовой части и улучшенным интерьером. Вместе с ней появился вариант М1109 с бронированным салоном, представленный компанией ОГэра-Хэсс энд Эйзенхардт (OGara-Hess & Eisenhardt). Уже на следующий год ее сменила серия А2, оборудованная новым вихрекамерным дизелем V8 (6483 см3, 160 л.с.) с непосредственным впрыском собственного производства, автоматической 4-ступенчатой коробкой передач ХайдраМэтик и системой централизованной регулировки давления в шинах. В этом семействе на первое место стали выходить варианты повышенной защищенности с локальным бронированием, оснащенные 190-сильным вариантом двигателя с турбонаддувом, способные нести на себе разнообразное вооружение от пулеметов до ракетных систем и развивавшие скорость до 135 км/ч. По заказу машины снабжались войсковыми складными велосипедами, также носившими марку Хаммер. В 1995 г. был представлен открытый боевой автомобиль для сил быстрого реагирования М1097А2 Спешиэл Форс (Special Force) полной массой 4,7 т, укомплектованный пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. В том же году появилось 2,3-тонное универсальное шасси М1113 для сменных контейнеров, а фирма ОГэра представила закрытый 4-дверный бронированный автомобиль М1114 полной массой 5,5 т. Их развитием в 1998 г. стал авиатранспортабельный вариант М1116 с поворотной башней.

В начале 2000-х гг. на смену серии HUMMER М966 пришел носитель вооружения М1121, модель М1114 для морской пехоты получила индекс М1145, появился облегченный 2-тонный вариант М1123 с 4-тонной лебедкой. В реальных боевых действиях в Ираке даже бронированные хаммеры оказались неспособными защитить экипаж от воздействия стрелкового оружия и мин. В конце 2005 г. после долгой разработки началось серийное производство 4-дверной машины М1151А1 с более мощным бронированием боковин корпуса, крыши, днища и сменными бронещитами, усиленной подвеской и 190-сильным двигателем. Пикап М1152А1 с клиренсом 430 мм снабжается съемной многоцелевой бронекапсулой в кузове. Их развитием стал вариант М1165 с еще более надежной защитой. В конце 2006 г. начались разработка принципиально нового HUMMER с противоминным бронированием. На сегодня изготовлено около 180 тыс. военных хаммеров.